Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее
Хорошо, больше не показывать
Балинтовские супервизионные группы
Балинтовские супервизионные группы это пространство для диалога психологов, помогающее помогающее через совместный диалог и рефлексию осознать "слепые пятна" во взаимодействии с клиентом, усилить эмпатию и профессиональную устойчивость.
Подробнее
Балинтовские группы. Начало.
Сложно писать о том, о чем написано уже тысячи раз.
Но считаю, это очень важной и нужной темой сейчас, в то время когда идет бурный рост количества специалистов помогающих профессий: врачи, психологи, коучи, тьюторы…

Майкл и Энид Балинт были психоаналитиками, которые в 1950-х годах начали проводить семинары для врачей общей практики (семейных врачей) в Лондоне.
Цель этих семинаров заключалась в том, чтобы помочь врачам анализировать психологические аспекты проблем своих пациентов, а также анализировать проблемы, которые возникают у врачей из-за пациентов. Работа была сосредоточена на отношениях между врачом и пациентом: их смысле, способах эффективного использования и причинах, по которым они часто не складываются из-за непонимания между врачом и пациентом. Врачам предлагалось рассказать о случае из своей практики, который затем обсуждался участниками семинара под руководством одного или двух ведущих психоаналитиков.
Первая группа, которую вел Балинт, собиралась еженедельно на 2 часа и открывалась его вопросом, ставшим впоследствии традиционным для балинтовских групп всего мира: «У кого есть история для представления?» («Who has a case?»), что для всех присутствующих участников группы означало: «Кто хотел бы рассказать о своем пациенте, которого вы находите трудным и неясным для себя и для работы и взаимодействия с ним, и обсудить это с группой?».


Никакие рамки клинических характеристик пациентов или конкретной медицинской сферы заранее не задавались, выбор пациента для обсуждения в группе зависел исключительно от участников группы, однако с самого начала устанавливалась отчетливое направление в групповой дискуссии – отказ от сбора обильной (и поэтому избыточной) клинической информации, оперирования теоретическими классификациями и клиническими диагнозами, а также методиками лечения (сейчас это назвали бы стандартными протоколами лечения безотносительно к тому, каковы индивидуальные особенности пациента).
Основное отличие супервизионных балинтовских групп как раз в этом:
📌 нет заранее подготовленного кейса, нет лишней информации-все рождается в группе. И второе,
📌 в группах не используется профессиональная терминология,
группа исследует отношения между терапевтом и пациентом, какие чувства там возникают и не видны.
Вместо попыток определять ошибки в поведении и исправлять их, группа анализирует то, что происходит между людьми в их взаимоотношениях и взаимных реакциях.
Чем уникальны Балинтовские группы? Суть метода.
"Встреча происходит не одного знания с другим знанием, а одного эмоционального бытия с другим, наполняя его новым смыслом".(В. А. Винокур. «Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы»)
Эта цитата точно передает дух Балинтовских групп. Это не супервизия в привычном понимании.
Подробнее
Балинтовские группы. Уникальность и метод.
Главное отличие: Фокус на отношениях и чувствах
  • Не обмен опытом: Участники не делятся техническими решениями или "удачными" кейсами.
  • Не поиск ошибок: Группа не занимается критикой действий коллеги.
  • Не советы и указания: Высказывания типа "Что бы я сделал на вашем месте?" строго исключены, какими бы благими ни были намерения.
Цель: Глубокое исследование эмоционального наполнения отношений "терапевт-пациент". Как этот пациент живет в терапевте? Какие чувства, реакции, ассоциации он вызывает?
Почему это критически важно?
В терапевтических отношениях реакция терапевта на пациента (контрперенос) неизбежна. Игнорирование или отрицание этих реакций – защита, мешающая работе. Не осознавая собственных чувств, терапевту сложно истинно сопереживать (эмпатировать) пациенту, что снижает качество терапии в целом. Балинтовская группа – пространство для изучения себя, расширения спектра чувств и понимания своей роли в этих отношениях.
Как это работает?
  1. Представление кейса: Один участник (докладчик) кратко описывает случай, фокусируясь на своих чувствах, затруднениях, "застреваниях" в отношениях с пациентом.
  2. Эмоциональное эхо: Участники делятся своими чувствами, образами, ассоциациями, возникшими в ответ на рассказ и фигуру пациента. "Что я почувствовал, слушая это? Каким я увидел пациента? Какие метафоры пришли?"
  3. Наполнение смыслом: Этот обмен эмоциональным бытием позволяет докладчику:
  • Увидеть скрытые аспекты отношений с пациентом.
  • Лучше понять палитру собственных реакций.
  • Обнаружить новые смыслы в терапевтическом контакте.
Ключевые принципы и их преимущества:
"Не для решений":
  • Запрет советов – не ограничение, а основа метода. Как говорил Майкл Балинт (психоаналитик, основатель метода): "Чужая мудрость, поданная в готовом виде, помогает очень мало". Понимание и смыслы должны "родиться" в самом терапевте через сопереживание и самоисследование.
  • Снижает тревогу: Участники избавляются от страха осуждения, стыда за "неидеальные" действия. Нет конкуренции, иерархии "лучше-хуже", приоритета чужого опыта. Это создает безопасную атмосферу для искренности.
Межмодальность:
  • Группа эффективна при разных терапевтических подходах участников (гештальт, КПТ, психоанализ и др.). Поскольку исследуются не техники, а универсальные человеческие чувства и отношения, разнообразие направлений обогащает процесс.
Эффективность метода:
Парадоксально, но именно отсутствие советов и технических разборов делает группы Балинта столь мощным инструментом. Они позволяют терапевту:
  • Глубже осознать свои реакции (контрперенос).
  • Расширить эмпатические способности.
  • Найти новые, собственные смыслы в сложных терапевтических отношениях.
  • Снизить эмоциональное выгорание через разделение чувств в безопасной среде.
Балинтовская группа – это пространство для встречи эмоциональных миров терапевта и пациента (через призму группы), где рождается новое понимание себя в терапевтическом процессе.