Балинтовские супервизионные группы
Балинтовские супервизионные группы это пространство для диалога психологов, помогающее помогающее через совместный диалог и рефлексию осознать "слепые пятна" во взаимодействии с клиентом, усилить эмпатию и профессиональную устойчивость.
Подробнее
Балинтовские группы. Начало.
Сложно писать о том, о чем написано уже тысячи раз.
Но считаю, это очень важной и нужной темой сейчас, в то время когда идет бурный рост количества специалистов помогающих профессий: врачи, психологи, коучи, тьюторы…

Майкл и Энид Балинт были психоаналитиками, которые в 1950-х годах начали проводить семинары для врачей общей практики (семейных врачей) в Лондоне.
Цель этих семинаров заключалась в том, чтобы помочь врачам анализировать психологические аспекты проблем своих пациентов, а также анализировать проблемы, которые возникают у врачей из-за пациентов. Работа была сосредоточена на отношениях между врачом и пациентом: их смысле, способах эффективного использования и причинах, по которым они часто не складываются из-за непонимания между врачом и пациентом. Врачам предлагалось рассказать о случае из своей практики, который затем обсуждался участниками семинара под руководством одного или двух ведущих психоаналитиков.
Первая группа, которую вел Балинт, собиралась еженедельно на 2 часа и открывалась его вопросом, ставшим впоследствии традиционным для балинтовских групп всего мира: «У кого есть история для представления?» («Who has a case?»), что для всех присутствующих участников группы означало: «Кто хотел бы рассказать о своем пациенте, которого вы находите трудным и неясным для себя и для работы и взаимодействия с ним, и обсудить это с группой?».


Никакие рамки клинических характеристик пациентов или конкретной медицинской сферы заранее не задавались, выбор пациента для обсуждения в группе зависел исключительно от участников группы, однако с самого начала устанавливалась отчетливое направление в групповой дискуссии – отказ от сбора обильной (и поэтому избыточной) клинической информации, оперирования теоретическими классификациями и клиническими диагнозами, а также методиками лечения (сейчас это назвали бы стандартными протоколами лечения безотносительно к тому, каковы индивидуальные особенности пациента).
Основное отличие супервизионных балинтовских групп как раз в этом:
📌 нет заранее подготовленного кейса, нет лишней информации-все рождается в группе. И второе,
📌 в группах не используется профессиональная терминология,
группа исследует отношения между терапевтом и пациентом, какие чувства там возникают и не видны.
Вместо попыток определять ошибки в поведении и исправлять их, группа анализирует то, что происходит между людьми в их взаимоотношениях и взаимных реакциях.
Чем уникальны Балинтовские группы? Суть метода.
"Встреча происходит не одного знания с другим знанием, а одного эмоционального бытия с другим, наполняя его новым смыслом".(В. А. Винокур. «Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы»)
Эта цитата точно передает дух Балинтовских групп. Это не супервизия в привычном понимании.
Подробнее
Балинтовские группы. Уникальность и метод.
Главное отличие: Фокус на отношениях и чувствах
  • Не обмен опытом: Участники не делятся техническими решениями или "удачными" кейсами.
  • Не поиск ошибок: Группа не занимается критикой действий коллеги.
  • Не советы и указания: Высказывания типа "Что бы я сделал на вашем месте?" строго исключены, какими бы благими ни были намерения.
Цель: Глубокое исследование эмоционального наполнения отношений "терапевт-пациент". Как этот пациент живет в терапевте? Какие чувства, реакции, ассоциации он вызывает?
Почему это критически важно?
В терапевтических отношениях реакция терапевта на пациента (контрперенос) неизбежна. Игнорирование или отрицание этих реакций – защита, мешающая работе. Не осознавая собственных чувств, терапевту сложно истинно сопереживать (эмпатировать) пациенту, что снижает качество терапии в целом. Балинтовская группа – пространство для изучения себя, расширения спектра чувств и понимания своей роли в этих отношениях.
Как это работает?
  1. Представление кейса: Один участник (докладчик) кратко описывает случай, фокусируясь на своих чувствах, затруднениях, "застреваниях" в отношениях с пациентом.
  2. Эмоциональное эхо: Участники делятся своими чувствами, образами, ассоциациями, возникшими в ответ на рассказ и фигуру пациента. "Что я почувствовал, слушая это? Каким я увидел пациента? Какие метафоры пришли?"
  3. Наполнение смыслом: Этот обмен эмоциональным бытием позволяет докладчику:
  • Увидеть скрытые аспекты отношений с пациентом.
  • Лучше понять палитру собственных реакций.
  • Обнаружить новые смыслы в терапевтическом контакте.
Ключевые принципы и их преимущества:
"Не для решений":
  • Запрет советов – не ограничение, а основа метода. Как говорил Майкл Балинт (психоаналитик, основатель метода): "Чужая мудрость, поданная в готовом виде, помогает очень мало". Понимание и смыслы должны "родиться" в самом терапевте через сопереживание и самоисследование.
  • Снижает тревогу: Участники избавляются от страха осуждения, стыда за "неидеальные" действия. Нет конкуренции, иерархии "лучше-хуже", приоритета чужого опыта. Это создает безопасную атмосферу для искренности.
Межмодальность:
  • Группа эффективна при разных терапевтических подходах участников (гештальт, КПТ, психоанализ и др.). Поскольку исследуются не техники, а универсальные человеческие чувства и отношения, разнообразие направлений обогащает процесс.
Эффективность метода:
Парадоксально, но именно отсутствие советов и технических разборов делает группы Балинта столь мощным инструментом. Они позволяют терапевту:
  • Глубже осознать свои реакции (контрперенос).
  • Расширить эмпатические способности.
  • Найти новые, собственные смыслы в сложных терапевтических отношениях.
  • Снизить эмоциональное выгорание через разделение чувств в безопасной среде.
Балинтовская группа – это пространство для встречи эмоциональных миров терапевта и пациента (через призму группы), где рождается новое понимание себя в терапевтическом процессе.
Made on
Tilda