Балинтовские группы. Уникальность и метод.
Главное отличие: Фокус на отношениях и чувствах- Не обмен опытом: Участники не делятся техническими решениями или "удачными" кейсами.
- Не поиск ошибок: Группа не занимается критикой действий коллеги.
- Не советы и указания: Высказывания типа "Что бы я сделал на вашем месте?" строго исключены, какими бы благими ни были намерения.
Цель: Глубокое исследование эмоционального наполнения отношений "терапевт-пациент". Как этот пациент
живет в терапевте? Какие чувства, реакции, ассоциации он вызывает?
Почему это критически важно?В терапевтических отношениях реакция терапевта на пациента (контрперенос) неизбежна. Игнорирование или отрицание этих реакций – защита, мешающая работе. Не осознавая собственных чувств, терапевту сложно истинно сопереживать (эмпатировать) пациенту, что снижает качество терапии в целом. Балинтовская группа – пространство для изучения себя, расширения спектра чувств и понимания своей роли в этих отношениях.
Как это работает?- Представление кейса: Один участник (докладчик) кратко описывает случай, фокусируясь на своих чувствах, затруднениях, "застреваниях" в отношениях с пациентом.
- Эмоциональное эхо: Участники делятся своими чувствами, образами, ассоциациями, возникшими в ответ на рассказ и фигуру пациента. "Что я почувствовал, слушая это? Каким я увидел пациента? Какие метафоры пришли?"
- Наполнение смыслом: Этот обмен эмоциональным бытием позволяет докладчику:
- Увидеть скрытые аспекты отношений с пациентом.
- Лучше понять палитру собственных реакций.
- Обнаружить новые смыслы в терапевтическом контакте.